Современные методики обучения иностранным языкам

Тема особенностей обучения иностранным языкам достаточно объемная и многогранная, она неизменно вызывает вопросы, и прежде всего их задают родители, отдающие детей учиться в языковую школу.

Давайте попробуем дать определение понятию «современные методики», а затем подумаем о том, что такое «обучение». В сумме должен получиться ответ на поставленный в теме вопрос. Итак, «современные методики» — это новые, модернистские, авангардные? Подойдут ли такие синонимы в сфере обучения языкам? Обратимся к истории ELT (термин, означающий сферу обучения английскому языку). За последние пару столетий перед нами предстает целый спектр методик. Впереди шествует грамматико-переводной метод, который акцентирует внимание на чтении текстов, их переводе и заучивании. Далее идет прямой метод, запрещающий использование родного языка на уроке и рекомендующий погружение в изучаемый язык. Назовем другие методы – аудио-лингвальный, суггестопедия, silent way, TBL, коммуникативный. Интересно отметить, что в отличии от других предметов, где предыдущий метод практически уступает новому, в обучении языкам мы не отказываемся полностью ни от какого из перечисленных. Учебники, публикуемые самыми уважаемыми изданиями, используют элементы разных методик. Стало быть, мы не можем, характеризуя «современные методики», противопоставить их методам прошлого, сказать что современный – это непременно новый, уникальный. Вопреки рекламным трюкам интернет учителей-коммерсантов, предлагающих нам ультрасовременную методику и ответ на вопрос «Урий, где у него кнопка?» — то есть обещающим открыть секрет, как выучить английский за неделю, поверьте, такой кнопки нет, и такого волшебного метода тоже. Тогда что? Что есть «современные методики»? Существует следующее определение современного, которые мы считаем наиболее подходящим – это «принадлежащий 21 веку». Современные методики должны ориентироваться на то, какие знания и умения должны быть у человека, живущего в 21 веке.

Возьмем отрывок из школьного учебника по английскому языку 1953 года.

Look! This is a classroom. The children are sitting at the desks. The teacher is sitting on the chair. The board is black. The book is red. The pencil is blue.

Почему этот текст выглядит таким несовременным? Прежде всего, потому что он дает готовые ответы: карандаш — синий, книга — красная. Он претендует на некую трансляцию знания от учителя ученикам, не ставит никаких вопрос. Более того, текст не функционален. Задумаемся, для чего мы оперируем понятием «цвет» в обычной жизни? Чтобы сказать о своих предпочтениях (Я не люблю синий), чтобы выбрать предмет определенного цвета (Дайте мне красный карандаш), чтобы сделать запрос о цвете того или иного объекта (Какого цвета твоя комната?) То есть, функциональность и, важно, естественность этих функций – это необходимое условие, при планировании современного урока. Поэтому в учебнике тексты могут содержать следующее:

What is your favourie colour? Can I have a blue pencil? What is the colour of your dress? Do you like blue flowers?

Мы также видим, что учащийся не только должен понимать содержание написанного, прочитанного, услышанного, но пользоваться языком. Акцент на навыки. Какие навыки необходимы «человеку 21 века»? Вряд ли – умение переписать таблицу в тетрадь как самоцель, без ошибок прочитать текст вслух (если он, конечно, не диктор). Самые главные навыки – это эффективная коммуникация (включающая весь спектр поднавыков – переспрашивание, уточнение, поиск компромисса), критическое мышление (процессуальные действия с информацией, а не перенос готового ответа), ориентированность на решение задач. Фокус на навыки, функциональность, аутентичность – важные составляющие современного урока. Хотелось бы, что мы, учителя, понимали: какие бы методы мы не использовали, будь то перевод текста, или беспереводной метод, в итоге мы должны снарядить учащегося, подготовить его к овладению навыками, релевантными в 21 веке. Это и будет современным.

Второй вопрос, поставленный выше – что такое обучение. Мы привыкли, что учитель – источник ответов на наши вопросы, что учителю платят за то, что он много и долго говорит. Но сегодня любой ученик, имеющий сотовый телефон, обладает большей информацией, чем самый образованный учитель. Достаточно минуты, чтобы найти ответ на любой вопрос. Стиль проведения урока, когда, скажем, учитель диктует материал, а ученики его записывают безнадежно устарел. Есть и другая крайность. Многие школьные учителя грешат этим. Уроки английского часто выглядят: «Откройте учебник на стр… выполняйте упражнения 1, 2, 3…» Далее следует проверка и выставление оценок. Что это было? Это обучение? Учителя жалуются – на все учебники есть ГДЗ, мы задаем, а дети в интернете находят ответы. Так значит необходимо составлять такие задания, на которые нет готовых ответов, например, из аутентичных материалов – видео, лекции, статьи, а не прорешивать упражнения из учебника!

Иван Илич (Ivsn Illych) в своей книге “Deschooling society” (расшколивание общества) написал, что «обучение – это вид деятельности человека… который является результатом свободного вовлечения в занятие в наполненной смыслом обстановке». Это говорит о том, что роль учителя – создать обстановку, в которой был бы смысл, жизнь, максимально неискусственную среду, при этом, чтоб учащийся имел свободу и мотивацию участвовать в процессе.

Сложно, как говорят сегодняшние дети. Поверьте, также говорят многие учителя. Сложно быть современным, сложно научиться учить так, чтоб студент вовлекался в процесс эффективного обучения. (Простите за множественные повторы, но в английском языке teaching и learning – это два разных слова.) Но если мы, учителя, не будем стараться соответствовать требованиям времени, то вымрем, как динозавры. А наши дети, заканчивая школу, все, чем овладеют в совершенстве – навыком пользоваться ГДЗ.

Но не все так критично. Есть место, где преподаватели — это творцы и создатели, где обучение — это взаимодействие и интерактивная деятельность, где ученики — это личности, готовые к коммуникации. Это школа иностранных языков «Язык для Успеха». Школа настоящего и будущего, где применяются СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Приходите и оцените сами!

Тем более сейчас, летом 2018 года, у вас есть шанс изучить любой язык с максимальной выгодой — от 150 рублей в час!

?1. г. Чебоксары, пр. Ленина 7, офис 302 Тел.: 23-02-03.

?2. г. Чебоксары, Московский пр. 17/1, 6 этаж («Бизнес-плаза») Тел.: 43-96-77.

?3. г. Чебоксары, ул. Университетская, 34 Тел. 68-50-90.

?4. г. Чебоксары, пр. М. Горького 12 («Волжский-3»). Тел. 68-00-56.

?5. г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, 19/37 (ост. Эгерский бульвар). Тел. 68-50-03.

?6. г. Чебоксары, ул. Смирнова 7 (мкрн Благовещенский). Тел. 68-03-45.

?7. г. Чебоксары ул. Строителей дом 10 Тел. Тел. 38-50-61.

?8. г. Новочебоксарск, ул. Пионерская 4/2 Тел. 68-00-52.