Наталья Филиппова

Наталья Филиппова

Большинство людей начинает изучать иностранный язык вполне осознанно, так же осознанно приводят своих детей родители, объясняя – «хотелось бы, чтобы говорил», «хотелось бы, чтобы понимал». Однако порой в процессе обучения цель выучить язык не то чтобы совсем теряется, но растворяется в жизненных заботах и спешке, уступая место в иерархической лестнице приоритетов другим делам. Так стоит ли учить иностранный язык? Что это мне (моему ребенку) дает? Если первый вопрос кажется простым — учить нужно, то ответ на второй вопрос бывает не так очевиден. Давайте об этом порассуждаем вместе… Но в начале оговорюсь: вам может показаться странным, что я, будучи преподавателем иностранного языка, вообще взялась писать на эту тему (что же еще может сказать учитель, как не то, что его предмет очень важный?). Поэтому я буду  ссылаться на других людей, а точнее на данные различных исследований в области психологии, лингвистики, социологии.

  • Лингвистическая компетенция – одна из самых востребованных компетенций в XXI веке.

Согласно данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), один из важнейших факторов, делающего человека успешным – его лингвистическая компетенция. Достаточно задуматься о самых успешных и влиятельных людях (в том числе из вашего окружения), и вы придете к тому, что не только их узкоспециальные знания, но и их способность говорить, выражать свои мысли является важной составляющей успеха. При прочих равных условиях лингвистически развитый человек будет опережать. Когда мы изучаем иностранный язык, мы вникаем в его строение, особенности – это колоссально развивает в нас способность оперировать в том числе и своим родным языком. Когда на уроках мы учимся с детьми описывать предмет, строим диалог в магазине, подыскиваем русские аналоги к пословицам и идиомам – мы тем самым учимся говорить в принципе. Отсюда и вывод: если человек лингвистически одарен, то ему сам Бог велит этот дар совершенствовать. Если же, например, ребенок имеет проблемы в этой области, например, логопедические дефекты, нарушения фонематического слуха, неграмотное письмо и речь – то ему тем более показано изучение иностранного языка, так как это его будет развивать.

  • Изучение иностранных языков приводит к улучшению наших умственных способностей.

Хочешь лучше знать математику? Изучай … иностранные языки. К таким выводам пришла группа ученных, проводящих исследование американских школьников, изучающих иностранных языки. Так, два третьих класса из одной параллели получали 25-минутный урок испанского языка ежедневно. В конце семестра эти дети показали «значительное улучшение» их результатов в … математике в сравнении с детьми, у которых уроки иностранного не велись. Аналогичное тестирование проводилось и у детей более старших классов, результат был такой же – улучшались показатели по другим предметам! В прочем, данный принцип работает не только у детей – есть статистические данные о значительном снижении риска развития старческой деменции (слабоумия) у двуязычных людей. Переключение мозга с одного языка на другой держит мозг в тонусе. Добавлю из личного опыта, что мои взрослые ученики не раз отмечали, что, начав изучать иностранный язык, вдруг почувствовали, что их мозг заработал с утроенной силой и в других сферах (есть даже примеры  успешной ускоренной реабилитации после перенесенных инсультов и операций на головном мозге!). При обучении иностранному языку мозг многократно производит операции синтеза, анализа, сравнения, другие логические операции, то есть развиваются и неязыковые отделы.

  • Свобода, уверенность, повышение социальной адаптивности.

Когда человек учит язык, то это коренным образом отличается от изучения любого другого предмета. Обучение всем остальным наукам приносит человеку знание, а знание направлено прежде всего внутрь, любая продукция тут вторична и, в общем-то, необязательна. Обучение же языку – это наука общения. Умение сказать о своей радости или печали, боли или успехе, поделиться впечатлением о любимом фильме или рассказать о домашнем питомце, написать письмо «другу по переписке», спросить в магазине о товаре – все это, по сути, отработка социальных навыков. Здесь действует то же правило, что и в предыдущем пункте. Экстраверты «расцветают», интроверты развивают свои навыки общения. Интересно, что при изучении языка, мы учимся «аудировать» или слушать, при этом, мы не только декодируем слова, но пытаемся проникнуть в смысл, а порой и подтекст. Это учит нас быть внимательными слушателями и на родном языке. Кроме того, и это не маловажно, изучая язык, мы соприкасаемся с другой культурой. Мы видим, над чем другие люди смеются, а над чем плачут, что любят и чего боятся. Это знание делает нас свободными – не переставая любить свою страну, мы понимаем, что теперь можем оказаться где угодно и понять другого человека, не быть для него странным и чужим.

Я начала писать эту статью в попытке представить лишь статистические данные о пользе изучения иностранного языка, но перешла на ценностные, не измеряемые вещи:  свобода, доброта. Но, пожалуй, в этом нет ничего удивительного. Ведь я преподаю иностранный язык, потому что действительно верю в то, чем занимаюсь, считаю, что это – очень и очень здорово, это огромное богатство и для взрослого и для ребенка – знать иностранный язык. Так что, учить и обязательно учить!