Тайное становится явным

Автор Наталья Филиппова, методист  ШИЯ «Язык для успеха», преподаватель английского языка

Трансформация в обучении сделала явным многие вещи, которые можно было скрывать, или не обращать на них внимание в офлайне. Я наблюдаю обучение своей дочери, слушаю, что говорят мои ученики, их родители про школу и, конечно, имею свой опыт онлайна, уже почти месяц. Хотя я давно уже знаю это, впервые появилось желание прямо-таки громко сказать — профанация в образовании видна, как на ладони.

1) Учитель. Он давно уже не источник информации. Гугл знает больше. Но, видимо, многие учителя не думают так глубоко. Когда дистанционка сводится к тому, что учитель скидывает презентацию на 30 слайдов, которую нужно переписать в тетрадь, возникают вопросы: зачем? какое отношение это имеет к процессу передачи и получения знания? Тут раскрывается главный секрет — так и был построен офлайн! По принципу «чтение конспекта вслух преподавателем и записывание конспекта учащимся» работают наши вузы и школы.

Стали «ископаемыми» учителя, которые: а) свободно владеют предметом, б) берут на себя ответственность за то, чтобы был результат, в) любят тех, кого обучают, и увлечены своим предметом. И сейчас это так видно. Кто как работает. Глядя на коллег, которые с вдохновением осваивают неимоверные программы и приложения, чтобы сделать урок продуктивным и интересным, думаешь — это ведь они так и в обычной жизни работали, от души. Однако если главная форма дистанционного обучения сводится к тому, чтобы дать прочитать учебник и выполнить задания, то сами понимаете, что у такого учителя скучно, пусто, неэффективно было и на офлайн уроке. «Говорящая голова» что-то вещала, возможно, отвлекаясь на поддержание дисциплины.

2) Родитель. Многие страдают от того, что их вовлекли в процесс обучения собственных детей. Есть и те, кто в шоке от того, что стали свидетелем сложностей с обучаемостью собственного ребенка, отсутствием внимания, неспособностью его удерживать дольше, чем на несколько минут. Наверное, такой шок что-то изменит. Но немало тех, кто продолжает жить по принципу «не хочу ничего знать» и считает, что главное — включить кнопку компьютера и скачать zoom. Вдумайтесь, многие школы сегодня хотят, чтоб им дали такую программу, где можно заблокировать все функции участников, потому что дети вставляют непристойные фото, рисуют на экране, в общем, развлекаются, как могут. И это они делают в шаговой доступности от родителей. Опять же, онлайн показал все, как на ладони. В том числе атмосферу внутри семьи.

3) Ученик. В общем, по моим личным наблюдениям, все работают, как в классе. Кто отвлекался — отвлекается онлайн, кто старался — старается и сейчас. Даже вижу такой эффект усиления. Те, кто был склонен лениться, сейчас имеет больше шансов «соскочить» с задания. И мне приходится как-то планировать урок, чтоб таких «сачков» мониторить, задействовать и не давать шанса отвлекаться. Если же ученик занимался вдумчиво раньше, то в онлайне для него море возможностей. Мы много пишем, сочиняем, пересказываем. Даже вижу у некоторых прямо прорыв настоящий. В целом, лично мои ученики меня радуют. Тут, наверное, еще сказалось то, что мы с ними долго занимались «вживую», есть наработки. Были и сюрпризы. Есть такие дети, которые как бы раскрылись онлайн, стали смелее, особенно с устными заданиями.

Итак, главный итог этого вынужденного образовательного эксперимента в том, что вскрылась необходимость заглянуть в себя. Черное стало чернее, белое — сияет еще больше.